В Казахстане, как, например, в Германии и США, крупнейший аэропорт страны расположен не в столице. Правда, Алматы, в отличие от Франкфурта-на-Майне и Нью-Йорка, долгое время был столицей, что не могло не сказаться. Сегодня ALA берет пример с ведущих портов и все активнее работает с любителями авиации. Сейчас здесь по заявкам споттеров организуют экскурсии, а в будущем планируют открыть смотровую площадку рядом с торцом ВПП для всех желающих. Как, скажем, в Дюссельдорфе. В моем случае в среду 25 июня 2014 получилась практически эксклюзивная споттинг-сессия, результатами которой рад с вами поделиться. Забегая вперед скажу, что нам посчастливилось увидеть исторический борт McDonnell Douglas MD-11. Но обо всем по порядку. Поехали!
2. Сначала решил взглянуть на старые самолеты, стоящие в порту. Этот Як-42Д (UP-Y4208) уже давно на хранении.
3. Ту-134 (UP-T3403) авиакомпании Jet Airlines тоже давно стоит в Алматы. Первый полет у него был почти 35 лет назад еще в «Аэрофлоте».
4. К облакам этому самолету, наверное, уже не подняться. Хотя, мало ли.
5. Красавец Ил-76ТД (UP-I7604). Борт МЧС, еще эксплуатируется. Летает с 1993 года, начинал тоже в цветах «Аэрофлота».
6. Патрульный самолет казахстанских пограничников Ан-72П, бортовой номер UP-72850. За такое расположение двигателей Ан-72 прозвали «Чебурашкой». Своим появлением самолет обязан, в том числе, «неуспеваемости» ОКБ Антонова. Конструкторское бюро в 1971 году не успевало освоить выделенный бюджет, что грозило списанием средств и резким сокращением финансирования в следующем году. Поэтому решили проявить инициативу и разработать проект самолета, не предусмотренный планом текущей пятилетки. Главный штаб ВВС инициативу поддержал, войскам был нужен легкий транспортный самолет для переброски бойцов и техники.
7. Ил-76 считается самым массовым тяжелым военно-транспортным самолетом в мире. По максимальному взлетному весу Ил-76 (210 тонн в модификации Ил-76МФ) занимает седьмое место в мире среди эксплуатирующихся самолетов (без учета Airbus A380F весом в 590 т, выпуск которого пока отложен). Максимальный взлетный вес Ил-76ТД составляет 190 тонн, это то же седьмое место, если отбросить другие модификации Ил-76.
8. Заправщик на базе GMC.
9. На этом съемку статичных бортов решил закончить. На микроавтобусе аэропорта мы укатили ближе к концу ВПП снимать самое интересное — взлеты и посадки. Некоторое время ушло на то, чтобы сориентироваться и встать поближе к точке отрыва. Этот Embraer E190 с бортовым номером P4-KCC (он же — на заглавном фото поста) взлетел гораздо раньше нашей первой точки и к моменту прохода рядом с нами уже начал убирать шасси.
10. Следом взлетел Fokker 100 авиакомпании Bek Air. Борт UP-F1011 еще в апреле этого года летал в другой ливрее. Bek Air выполняет регулярные рейсы внутри Казахстана, в ее флоте 6 самолетов, все без исключения — Fokker 100.
11. Пока мы в ожидании новых взлетов спасались от жары в тени нашего микроавтобуса, рядом проехала машина, говорящая на языке птиц.
12. Турки полетели домой. Boeing 737-800 (бортовой номер TC-JHS). Из Алматы Turkish Airlines выполняет рейсы в Стамбул и Анталию.
13. Airbus A-319 (P4-YAS). Споттинг в Алматы — это, конечно, возможность наснимать Air Astana. Главный казахстанский перевозчик, единственная авиакомпания Республики, допущенная к полетам в Евросоюз. 51% Air Astana принадлежит государству, 49% — британской компании, занимающейся разработками в области вооружений.
14. Airbus A320 (P4-VAS). Флот Air Astana сегодня состоит из 31 самолета шести типов: Boeing 767-300ER, Boeing 757-200, Airbus A320, Airbus A321, Airbus A319, Embraer E190. Компания планирует покупку Boeing 787, Boeing 767, Airbus A320 и Embraer 190, чтобы увеличить свой авиапарк до 36 лайнеров к концу 2017 года и до 43 — к 2020.
15. Boeing 767-336ER British Airways (бортовой номер G-BNWW) полетел в Лондон.
16. Рейс Алматы — Лондон British Airways делает три раза в неделю.
17. Embraer E190 Air Astana (P4-KCE).
18. Всего три года этому самолету. Air Astana взяла его по лизинговой схеме.
19. Легкий двухмоторный самолетик деловой авиации Cessna 525B CitationJet CJ3 (бортовой номер UP-CS301). Если не путаю, в этом самолете взлетал кто-то из алматинских споттеров, чтобы поснимать окрестности с высоты.
20. Boeing 767-300ER Air Astana (P4-KEA) отправился в Актобе.
21. Boeing 737-500 авиакомпании SCAT (бортовой номер LY-AWE). SCAT является одной из крупнейших авиакомпаний Казахстана, всего их около 30.
22. Из Ташкента прибыл Airbus A320 авиакомпании Uzbekistan Airways (бортовой номер UK32017).
23. Boeing 767-300ER Air Astana (P4-KEB). А380 в Алматы пока не летают, B747 увидеть мне не довелось, но зато B767 бывают нередко.
24. Изюминкой споттинга стали взлет и посадка MD-11. Сначала поднялся в воздух прилетевший накануне грузовик UPS.
25. McDonnell Douglas MD-11F (борт N281UP) United Parcel Service.
26. А вскоре после взлета UPS прилетели немцы. Мы уже были в машине и двигались в сторону аэровокзала — приближающийся самолет вовремя заметил водитель нашего микроавтобуса.
27. McDonnell Douglas MD-11F авиакомпании Lufthansa Cargo, бортовой номер D-ALCM. Это исторический самолет — последний из MD-11, который был выпущен 22 февраля 2001 года и передан Lufthansa Cargo. Больше MD не будет, производство завершено. Так решили в компании Boeing, купившей McDonnell Douglas в ноябре 1997. Официальной причиной остановки производства назвали то, что лайнер недостаточно востребован на рынке. Жаль, что тут скажешь, очень красивый самолет, на мой взгляд.
28. McDonnell Douglas MD-11F Lufthansa Cargo (D-ALCM). Летай как можно дольше.
29. Embraer E190 Air Astana (P4-KCF).
30. Boeing 757-200 Air Astana (P4-FAS) готовится к взлету.
31. Счастливо, Алматы! Спасибо Алексею Игнатьеву за компанию, активное участие, рахмет Едилю Аухадиеву за организацию.
Смотрите также:
— Споттинг в Амстердаме (смотровая площадка) | 28 фото.
— Споттинг в Амстердаме (ВПП) | 28 фото.
— Первый официальный споттинг в Омске | 63 фото.
— Авиашоу под Новосибирском с участием «Соколов России» | 42 фото.
Ан-124 даже не пахло наверное
Абылай, если бы еще «Руслан» прилетел, мы бы лопнули от радости
И тот и другой бывают в Алматы раз в год – точно. В том году 225-й два раза прилетал
Про «Мрию» мне тоже говорили, что раз в год в Алматы бывает. Ну на такой эксклюзив я изначально и не рассчитывал)