На выходных съездили мы на Горный Алтай посмотреть осень, какой она там бывает в начале сентября. Катунь в это время кажется еще симпатичнее — бирюзовый цвет становится особенно ярким. Ехать подальше времени не было, поэтому ограничились тривиальными туристическими местами и заехали на Манжерок. Впрочем, на Алтае красиво везде и не только осенью.
2. Забыл телефон в машине и не посмотрел, какой самолет нам тут пейзаж украсил.
3. В Новосибирске было пасмурно, а на Алтае — солнечно и тепло, отличная погода. Еще и безветрие, в спокойных местах Катунь превратилась в зеркало.
4. И это тоже Катунь, но бывшая. В мае-июне на Алтае случился сильный паводок, это место было захвачено разлившейся рекой.
5. Вскоре после въезда на территорию Республики Алтай мы догнали … такси из Лондона. Что делают в нашей глуши добропорядочные джентльмены?
6. Оказывается, экипаж машины боевой участвует в Mongol Rally 2014. Это автопробег по маршруту Лондон — Улан-Батор. Организаторы подают свое мероприятие под таким соусом: «Mongol Rally — это 16 000 километров на машинах размером с газонокосилку. Это неумное, небезопасное, но, черт возьми, самое большое приключение на планете». Еще говорят, что они ездят на таких газонокосилках по дорогам, которые превратят в говно даже Land Rover. Этот кэб, похоже, на верном пути к такому состоянию. Но на Алтае сейчас хорошие дороги, Чуйский тракт — вообще песня (без шуток), так что оставшийся путь до Монголии джентльмены из Туманного Альбиона должны проехать без приключений и с ветерком.
7. Озеро Манжерокское, вид через инфракрасный фильтр.
8. Манжерок, кресельный подъемник на гору Малая Синюха. Верхняя станция находится на высоте 1012 метров.
9. Озеро Манжерокское, вид сверху. Даже в сентябре на нем предлагают кататься на лодках и катамаранах. Мне кажется, что и летом тут желающих немного. Зато зимой, когда озеро завалит снегом, отдыхающие рассекают по нему на беговых лыжах.
10. Подъем на Малую Синюху по канатной дороге занимает 30 минут (длина пути 2389 м) и в сентябре стоил 350 рублей (билет для взрослого). На горе есть сувениры и кафе, больше она ничем особо не примечательна, интересных видов оттуда нет. Обычно интересные виды открываются там, где нет подъемников.
11. Между поселками Манжерок и Известковый, но на левом, противоположном от Чуйского тракта берегу Катуни расположен туристический комплекс «Бирюзовая Катунь». Территория имеет статус особой экономической зоны туристско-рекреационного типа. Там много всего комфортабельного и искусственного, есть даже искусственное озеро, где летом толпы купающихся. В сентябре тут народу гораздо меньше, если проехать дальше на север, можно полюбоваться бурлящей Катунью и ее тихими заводями.
12. Каменный корабль.
13. Восход солнца на берегу Катуни, с территории эко-отеля «Алтика». Это уже не «Бирюзовая Катунь», а 490 км Чуйского тракта. Хороший отель — для тех, кто привык к комфорту и хорошим дорогам.
14. Катунь в районе поселка Аскат. Старый развалившийся мост еле держится.
15. Теоретически, по нему еще можно перебраться на другой берег. Это будет неумно, небезопасно, но, черт возьми, большое приключение для настоящих джентльменов.
16. Мы не стали изображать из себя джентльменов и воспользовались новым автомобильным мостом. Тем более, что он в 50 метрах от старого.
17. В Аскате мы зашли в гости в сувенирную лавку на Озерной, 14. Интересовали нас тут не сувениры, а истории. Тут живет с мужем Людмила (в Аскате все ее зовут Люсей), которая делает необычные музыкальные инструменты — свистковые флейты из глины (окарины). Муж занимается гончарным делом. Променяли город на небольшое село на Алтае и рады. Вообще, Аскат называют культурной столицей Алтая, тут жили и живут художники, неподалеку — в Узнезе — живет популярная в соцсетях фотограф Вета Казина (Шупенко). Пока мы были в лавке, она привезла Люсе новые куклы (делает их на продажу). Фотографом она себя не считает, но снимает здорово, будет время, посмотрите. А в этой лавке обязательно купите чего-нибудь, поддержите местное культурное сообщество. Я купил жене какую-то красивую безделушку и к удивлению обнаружил, что здесь можно рассчитаться по карте. Прикольно, молодцы.
18. Средняя скорость движения Катуни составляет 5 метров в секунду или 18 километров в час.
19. Чемальская ГЭС. Построена в 1935, после затопления машинного зала в 2011 выведена из эксплуатации, восстановление невозможно. Во время паводка 2014 ходили слухи, что ее смыло «гигантской волной».
20. Не смыло, но досталось — вода почти скрывала окна станции. Уровень, до которого вода добралась, хороша заметна по стене. Раньше за ГЭС было небольшое водохранилище — сейчас его уже нет.
21. Река Чемал, раскиданные паводком деревья.
22. Место впадения речки Куюм в Катунь.
Смотрите еще:
— Алтай: от Чике-Тамана до Улагана | 30 фото.
— Дорожная романтика. Алтай | 14 фото.
— Мультинские озера, Горный Алтай | 28 фото.
— Красная гора, Горный Алтай | 22 фото.
— Телецкое озеро | 22 фото.