Дорожная романтика. Алтай | 14 фото

Для декабря мы припасли небольшой рассказ о том, что осталось за кадром августовских репортажей с Красной горы и Мультинских озер. Собственно, за кадром осталась дорога. Чуйский тракт от Новосибирска до Туэкты и далее по небольшим местным дорожкам через Усть-Коксу до поселка Замульта. Испытание для нового Volkswagen Polo и приятная гимнастика для глаз.


2. Между Барнаулом и Бийском мы проезжали море подсолнухов.

3.

4.

5. Приток Катуни — речка Сема. Чуйский тракт между поселками Мьюта и Шебалино, недалеко от Семинского перевала (с него как раз и начинается река).

6. А в целом в Горном Алтае 20 тыс. рек, если верить официальным подсчетам. На самом деле, наверное, еще больше.

7. На 611-м километре Чуйского тракта мы попрощались с хорошей дорогой. Дальше путь в Усть-Коксу идет по трассе Р-373, грунтовая дорога на снимке ниже — один из лучших участков. Подробнее описание дороги от тракта до Усть-Коксы и Замульты — в конце поста.

8. Зато пейзажи приятные.

9. На небольшом перевале неподалеку от Усть-Коксы. Камнепады тут не редкость.

10. Облака совсем рядом.

11. Август оказался дождливым и пасмурным, большую часть поездки были осадки.

12. Чуйский тракт на подъезде к перевалу Чике-Таман (659-ый километр тракта). На обратном пути мы сделали крюк до этого перевала. Вполне симпатичен, хотя самым красивым перевалом Горного Алтая считается Кату-Ярык, до которого мы пока еще не добрались. Кату-Ярык также называют самым сложным для проезда из всех алтайских перевалов. Чике-Таман, напротив, отличается хорошего качества дорогой, есть место для отдыха. Напрягает только обилие мусора на этом месте, поэтому там мы долго не задержались.

13. Вид с Чике-Тамана.

14. Еще один пейзаж с перевала. Раньше (до XX века) через перевал вела конная тропа. Потом сделали щебеночную дорогу, потом — современную с асфальтовым покрытием. Чтобы проложить эту дорогу через перевал, потребовалось взорвать около десятка скал.

Для тех, кто планирует в будущем ехать на Мультинские озера, будет полезным подробное описание дороги (по состоянию на август 2013) до поселка Замульта, который многие туристы выбирают базовым для дальнейших путешествий на озера и Красную гору. Недавно в Замульте открылся новый гостевой дом с неплохими по алтайским меркам условиями (база «Уймонская жемчужина»), поэтому Замульта набрала еще несколько очков как базовый лагерь. Правда, в самой Замульте во время частых дождей так «развозит» дорогу, что лучше всего тут ездить на внедорожнике. Но и наш Polo Sedan справился с задачей, лишь один раз застряв на обратном пути. Впрочем, обо всем по порядку.

Дорога в Усть-Коксинский район начинается с поворота направо на 611 км Чуйского тракта, вскоре после спуска с Семинского перевала. На указателе перед поворотом: Усть-Кокса — 216 км, Усть-Кан — 95 км. Первые 25 километров до поворота на поселок Ело все кажется не так уж и страшно — есть асфальт, не такой гладкий, конечно, как на Чуйском, но можно ехать достаточно быстро. После поворота на Ело начинается грунтовка, которая первое время не сильно пугает, можно ехать достаточно быстро, но скоро ее качество сильно ухудшается, ям очень много. Грунт дороги глинистый и в дождь хорошо подразмывается по краям. Много крутых поворотов, горочек, близко скалы, с которых падают камни. На Яндекс.Картах, кстати, этот участок дороги честно отмечен как грунтовая дорога.

Грунтовка тянется где-то километров 25-27, до моста через речку Тохой перед подъемом на Ябоганский перевал. Дальше идет достаточно приличный кусок асфальта, от подъема на Ябоганский перевал, через Усть-Кан, до деревни Кырлык. Это где-то около 60 км. На Ябоганском перевале вы увидите аварийные спуски. Желаем, чтобы у вас никогда не возникло необходимости пользоваться ими.

Перед Кырлыком асфальт опять заканчивается, начинается ужасная грунтовая дорога, вся в крупных и мелких ямах. Грунтовка тянется где-то 30-32 километра, через Кырлыкский перевал до поселка Сугаш. На Яндекс.Картах этот участок дороги не отмечен как грунтовая дорога. От Сугаша до Усть-Коксы 70 километров практически все время асфальт. Местами неплохой, но в основном весь разбитый. Но чем ближе к Усть-Коксе, тем хуже становится дорога. Начинает ощущаться усталость от такой длинной плохой дороги. Когда поднимаешься на небольшой перевал при въезде в Уймонскую долину, дорога снова ненадолго становится грунтовой, горы сближаются, где-то далеко внизу шумит Кокса, слева скалистые осыпи, постоянные знаки, предупреждающие о возможных камнепадах — ощущение, что приехал на край земли, и с трудом верится, что где-то там дальше еще будет цивилизация, сотовая связь, магазины, люди, в конце концов.

От Усть-Коксы в сторону Тюнгура до поворота на село Мульта нужно проехать еще около 30 км по якобы асфальтированной дороге. По качеству этот асфальт местами хуже грунтовой дороги, ям очень много. Фантазии не хватает их объезжать.

Через 30 км — поворот направо на село Мульта, грунтовая дорога около 5 км. Дорога проходит по узкому мосту через Катунь с деревянным покрытием проезжей части. Въехав в село Мульта, нужно найти магазин «Сибирь» где-то в середине деревни, по правой стороне от дороги. Напротив этого магазина — поворот в село Замульта. Дорога проходит через два мостика через реку Мульта. Тут-то и начинается самая жесть для переднеприводного седана. До базы «Уймонская жемчужина» нужно проехать еще километра 1,5-2 через деревню. Дорога в деревне грунтовая, но неукатаная, в дожди размокает, разбивается уазиками и превращается в жидкую черную кашу. Большая часть дороги вполне проходимая, но есть пара глубоких луж и пара спусков с поворотами, которые могут доставить неприятности на обратной дороге, при выезде с базы.

Важный вопрос — где лучше заправляться. Из крупных сетевых АЗС последние заправки «Газпромнефть» попадаются где-то до Усть-Семы. В Шебалино есть «Роснефть», качество топлива нормальное. Тут же есть какая-то местная АЗС (вроде «Альянс-НК»), на которой написано, что ее поставщик — «Газпромнефть». Когда мы приехали в Шебалино, «Роснефть» принимала бензин, поэтому нам пришлось, чтобы не ждать, заправиться на «условном партнере» «Газпромнефти». Какое отношение эта АЗС имеет к «ГПН», непонятно, но бензин там оказался нормальным.

В Усть-Коксе штуки 4 заправки. Местные рекомендовали заправляться на выезде из Усть-Коксы в сторону Усть-Кана. Там и заправились на «Нике», 95-ый стоил 32,5. Очень не рекомендовали заправляться на выезде из Усть-Коксы в сторону Мульты, там может быть практически вода вместо бензина.

3 comments to Дорожная романтика. Алтай | 14 фото