10 июля 2012 года в новосибирском аэропорту «Толмачево» открылся единственный на сегодня в России памятник самолету Ту-154М. Им стал борт RA-85628, налетавший за 21 год службы 35 тысяч часов. В этом посту – мои фото борта, который провел в воздухе около 4 лет и в итоге стал мемориалом. А кроме фото – факты из истории Ту-154 и ссылки на очень любопытное видео.
1. 9 февраля 2012 года исполнилось 40 лет со дня первого регулярного пассажирского рейса Ту-154, им стал рейс Москва – Минеральные воды. Новосибирские авиаторы начали осваивать новый пассажирский среднемагистральный самолет Ту-154 в 1974 году, вторыми после московских коллег. Памятник Ту-154 теперь есть в Новосибирске, а в Москве в 2008 году уничтожили стоявший 40 лет на ВДНХ в качестве музея один из первых образцов Ту-154.
2. Ту-154 – самолет-эпоха. Самый массовый реактивный пассажирский самолет в истории отечественной авиации, с 1968 года было выпущено 932 борта. Для сравнения: Ту-134 – 852 машины (1966-1989), «Боинг 737» – 7000 (с 1968 по наши дни).
3. Одна из «фишек» Ту-154 – заднее расположение двигателей. Плюсы: меньше шума в салоне, меньше разворачивающий момент при отказе двигателя. Минусы: в некоторых условиях такое расположение повышает вероятность помпажа и отказа сначала боковых двигателей, а потом и среднего, снижения эффективности руля высоты. Возможный результат такого стечения обстоятельств – самолет сваливается в плоский штопор, вывести из которого Ту-154 сложно, необходимо специальное оборудование.
4. Существуют мнения, что плоский штопор для Ту-154 вообще фатален. С такой разновидностью штопора связана самая крупная по числу жертв авиакатастрофа в истории Ту-154 и всей советской гражданской авиации. 10 июля 1985 года под Учкудуком Ту-154 по вине экипажа свалился в плоский штопор и разбился, погибли все 200 человек на борту.
5. Всего в авариях и катастрофах было потеряно 73 самолета Ту-154, погибло более 3100 человек. Тема безопасности Ту-154 зачастую становилась предметом ожесточенных споров. Но вот объективная информация: сравнение уровней безопасности полетов Ту-154 с зарубежными аналогами B-727, B-737, DC-9 за период 1981-2000г.г. показало, что Ту-154 им не уступает.
6. В сентябре 2010 г. точно такой же Ту-154М аварийно сел в крошечном поселке Ижма на ВПП, совершенно не предназначенную для больших самолетов. Причиной посадки стал полный отказ электроники в воздухе. Лайнер выкатился за пределы ВПП и уткнулся в лес, но никто из 70 пассажиров не пострадал. Экипаж получил высокие награды. Позже этот самолет с бортовым номером RA-85684 отремонтировали и он сам улетел из Ижмы (видео), сейчас лайнер по-прежнему в строю.
7. На Ту-154 впервые в советской гражданской авиации появилась автоматическая бортовая система управления. Пять самолетов Ту-154 в 80-х годах участвовали в программе создания космического корабля «Буран», две машины Ту-154ЛЛ умели садиться в полностью автоматическом режиме.
8. Ту-154 появился на регулярных рейсах на 8 лет позже своего американского аналога – «Боинга 727». «Туполь» был круче – мог взлетать с более короткой ВПП, подниматься с высокогорных аэропортов с жарким климатом (727 – нет). Да и высота крейсерского полета у «Ту-154» побольше – 11000-1200 м против 7600-9150 м у «американца». Впрочем, таких «Боингов» было выпущено в 2 раза больше, чем Ту-154.
9. С середины 1985 г. Ту-154 активно поставлялся за рубеж – он был парке авиакомпаний Чехословакии, Болгарии, Китая, Польши, Сирии.
10. Пожалуй, главная проблема «Тушек» – высокий расход топлива. Если бы в свое время были модернизированы двигатели, вполне возможно, самолет до сих пор бы оставался самой популярной стальной птицей в российском небе. Сегодня менять двигатели машине 60-х гг. прошлого века уже поздно.
11. Сейчас в мире эксплуатируется около 100 самолетов «Ту-154». Многие из них летают в республиках бывшего СССР, но остаются «154-ые» и в парке ряда российских авиакомпаний, например, UTair (12 самолетов «Ту-154» на 28.07.2012), «Алроса».
12. Авиакомпания S7 Airlines («Сибирь»), передавшая этот борт RA-85628 аэропорту «Толмачево», не летает на «Тушках» с 2008 года.
13. Этот лайнер, ставший памятником, имел доступ к полетам в европейские страны, был оснащен самыми современными системами жизнеобеспечения. С RA-85628 успели познакомиться многие споттеры в Германии.
14. Увидеть, как Ту-154М RA-85628 перевезли на это место и сделали памятником, можно в видеосюжете новосибирских «Вестей».
15. RA-85628 установили здесь 5 июня 2012 года, а официально памятник был открыт 10 июля. Теперь Ту-154 встречает всех прибывающих в «Толмачево», хотя еще совсем недавно летал – можно посмотреть, например, его перелет из Москвы (Домодедово) в Новосибирск, снятый экипажем. Кстати, в известном советском фильме «Экипаж» Ту-154 тоже оказался в главной роли.
16. Программа «Авиаторы», 5 лет выходившая в эфир на НТВ, полностью посвятила Ту-154 один из своих выпусков.
Если вы добрались до этих строк, к авиации вы наверняка неравнодушны. Вероятно, вам будет интересно взглянуть на еще один легендарный самолет – военно-транспортный Douglas C-47. Его я снял в июне 2012 года на берегу Средиземного моря – лайнер ждет печальная судьба: его собираются затопить на потеху дайверам.
Автору – огромный респект!!!
Спасибо
Спасибо за отличные фотографии и описание об этом замечательном самолёте:)
Рад, что понравилось, Егор. Самолет эпохальный, конечно. Кстати, 20 февраля 2013 официально объявили о том, что производство Ту-154 прекращено. Летать они еще будут долго, сейчас эксплуатируется около 100 бортов, но новых машин создавать больше не будут. Интересный факт – более чем за 40-летнюю историю Ту-154 самолеты этой марки выполнили 12 млн рейсов и перевезли 1,5 млрд человек (получается, каждого четвертого жителя земли).
Послений серийный Ту будет бортом минобороны Шойгу – http://www.newsru.com/russia/19feb2013/tushka.html. Кстати в заделе там еще 4 машины. будут заказы, мож и соберут еще.
самый красивый самолет в мире ! я смотрел летал ) не кто не достоин этого лайнера !! позор россии что убрали наши тушки и заполонили всем зарубежным говном
я большую часть жизни на них летал ! а тут как то полетел на шляпе француской ужас ((( аирбас 320 говно слов нет костратики не скорости не звука ( сидишь как на ведре ужас позор
Рома, отлично аргументируете! Фанатам А-320 вас не одолеть. Хотя не знаю, есть ли такие)
Всех поддерживаю. Ихние эрбасы как неизвестные животные из ихних дешовых мультиков. Лучше нашего «волченка» НЕТ и уже для ценителей легендарного ТУ-154 никогда не будет к сожалению самолета так любимого как наша «Аврора»…. Ничего нет вечного но пока мы живы жив он и наши отцы и деды его создавшие ну и бабки наверное тоже