Самым крупным экспонатом Музея аэропорта Томска сегодня является Ту-154М. Представитель семейства самых массовых отечественных самолетов гражданской авиации. Лайнер с бортовым номером RA-85685 мог бы еще летать, но стал музейным, аэропорту его подарила авиакомпания UTair. Самолет в хорошем состоянии, можно посидеть в кабине, побродить по салону, который еще лет пять назад принимал более полутора сотен пассажиров на рейс. 2 августа 2014 года мы выбрались в Томск и попали, можно сказать, в гости к Рафаэлю Тагирову, летчику с 36-летним стажем. Он живет совсем рядом с аэропортом и проводит по нему экскурсии.
2. Ту-154 — самый элегантный советский лайнер. В журнале любителей моделизма «М-Хобби» так описывал взлеты 154-го современник: «Пару раз мне посчастливилось понаблюдать за взлетами самолетов, стоя у самой кромки ВПП [споттерам в Союзе, видимо, было непросто — прим. maxxus.ru]. Вот, придавливая свистом и грохотом, обдавая черными усами выхлопа, как-то по-хулигански прыгает в небо Ту-134. Ворчливо причитая, переминаясь на натруженных лапах шасси, осторожно карабкается вверх старикан Ил-18. Жутковато выглядит ощерившийся придурковатой ухмылкой штурманской кабины сгорбленный Ил-76. На остренькой мордочке пухлого Ил-86 застыло кислое выражение отвращения к тому, что его опять заставляют отрываться от земли — он действительно отрывается в самом конце полосы. Ту-154 взлетает безупречно элегантно».
3. Задние, основные опоры шасси Ту-154 имеют по шесть спаренных колес. В сравнении с популярным сегодня в российском небе Airbus A320 «тушка» выглядит монстром — у 320-го по два спаренных колеса сзади.
4. Ту-154М, стоящий сегодня в Томском музее, начинал летать в «Аэрофлоте» под этим бортовым номером — СССР-85685 (1990-1994). А с 1998 года получил RA-85685, под которым работал в «Магаданских авиалиниях», «Владивосток Авиа» и затем в UTair. 28 декабря 2011 года своим ходом самолет прибыл в томский аэропорт и стал главным объектом созданного здесь музея.
5. Нашему экскурсоводу Рафаэлю Тагирову не довелось полетать за штурвалом Ту-154. Он летал на Ан-2, Ан-24 и Ан-26. На каждом из этих трех типов самолетов у Тагирова была аварийная посадка. Ан-24 в 1983 году ему довелось садить на одном работающем двигателе. Сел так, что никто из пассажиров не заметил. За это Тагирову дали медаль Нестерова — он и поныне остается единственным летчиком из Томской области, владеющим такой наградой. Кстати, Ан-24, на котором пилот совершил аварийную посадку, сейчас стоит в аэропорту Томска — чуть позже я вам его покажу. Вернее, то, что от него осталось.
6. Светосигнальный импульсный маяк, точнее, один из двух его светильников. Нужен для обозначения самолета в воздухе и на земле (при рулении по неосвещенному аэродрому) во избежание столкновения с другими лайнерами.
7. Когда 28 декабря 2011 года самолет сюда прилетел, он был белый, как снег. Уже не UTair, но еще и не «Аэрофлот».
Кстати, можно посмотреть, как Ту-154 прилетел в Томск 28 декабря 2011 года. Томский телеканал ТВ-2 снял сюжет об этом:
8. Историческую советскую раскраску нанесли уже в Томске. Все-таки красиво выглядит. Только напрягает крест во втором двигателе.
9. Здесь стюардессы разогревали еду для пассажиров. В эту печку с красными полосками помещается то ли четыре, то ли пять упаковок.
10. А вот и главные переключатели в Ту-154М — смотрите нижний ряд справа. Почему главные? Все просто, они отвечают за подогрев еды.
11. Да, кстати, на борт можно зайти. Кабина в хорошем состоянии. Слева сидит КВС, справа второй пилот. Между ними чуть сзади место штурмана. «На самом деле, он главный, отвечает за большее количество приборов и объясняет этим двум дуракам, куда лететь», — шутит Рафаэль Тагирович.
12. Местечко бортинженера. Пятым в кабине Ту-154М обычно летала самая красивая стюардесса какой-нибудь проверяющий.
13. «Скорость принятия решения, командир». «Взлетаем, …!» И штурвал на себя.
14. В советские времена, понятное дело, таких надписей не было (или было мало). Сейчас — распространенное явление.
15. В кабине «Тушкана» я успешно прозевал первую (из двух во время моего присутствия) посадок Ан-24 из Стрежевого. Трафик в томском аэропорту не так чтобы очень, поэтому второй прилет Ан-24 было просто грех пропустить. Рафаэль Тагирович набрал диспетчеров, и те рассказали, где следующий 24-ый.
16. Время еще было, и мы прогулялись по салону. В этом самолете летал Ростропович (информация к размышлению: это не летчик, это великий композитор). Надо будет послушать на досуге, может быть, он сочинил что-нибудь про Ту-154.
17. Вид из этого иллюминатора вряд ли изменится.
18. Козырное место в салоне Ту-154. Здесь можно было весь полет слушать, как поет двигатель «Туполя».
19. Вот этого я понять не могу. Надеюсь, у самолета не отберут его настоящее имя.
20. Чехословацкий Let L-410 (СССР-67312, позже RA-67312). Списан в 1995 году по причине нецелесообразности ремонта. Так и стоит в порту Томска.
21. Выбравшись из Ту-154 мы даже забыли про Як-40, в который тоже можно было зайти. Правда, интересовал он нас гораздо меньше. Но, по крайней мере, на фото № 18 он есть. На стоянке находятся Ан-24, этот — RA-46604 авиакомпании «Катэкавиа» (входит в UTair).
22. На этот раз мы не пропустили. Ан-24 (RA-46679) компании «Томск Авиа» из Стрежевого заходит на посадку.
23. Всегда поражался, насколько громкие двигатели у Ан-24. Сам самолет мелкий, а грохочет погромче «Джамбо».
24.
25. А это и есть тот самый Ан-24 (RA-46627, в 1983 — СССР-46627), который Рафаэль Тагиров аварийно посадил на одно двигателе. Сейчас самолет является донором двигатели уже практически сняли.
26. Ан-26-100 (RA-26039).
27. На таких «Цеснах» авиакомпания «Томск Авиа» сегодня летает в Новосибирск. Практически, воздушная маршрутка, вмещает всего около 15 пассажиров.
28. Пожарная машина МАЗ-7310 «Ураган». Тоже один из экспонатов музея.
29. Ан-24Б (RA-47826). Выпущенный в 1971 году, этот борт налетал почти 50 000 часов, совершил более 36 тыс. посадок.
30. КВС Рафаэль Тагиров на фоне Ан-24Б (RA-47826), на котором он неоднократно летал.
31. Еще одна L-ка (СССР-67317) — эта находится в более подходящем для музея состоянии, хотя вовнутрь тут не зайдешь.
32. Спереди чехословацкий самолет смотрится очень позитивно.
33. На подобном Ан-2 Рафаэль Тагиров совершил посадку на кроны деревьев в тайге. Из-за отказа единственного двигателя. Повалил 27 деревьев, ломал все крылья, но спас всех пассажиров — на борту было 11 пассажиров, включая двоих детей.
Еще про Ту-154 на maxxus.ru:
— Памятник Ту-154 в Толмачево | 17 фото.