Авиашоу в Мочище 2014. «Русские витязи» в сибирском небе | 33 фото

Такого количества истребителей и бомбардировщиков на авиашоу под Новосибирском не было, наверное, никогда. Несмотря на жуткую простуду, я решил во что бы то ни стало ехать на аэродром. Как можно пропустить встречу с Су-34, Су-24, МиГ-31, да еще и «Русскими витязями» на Су-27? К тому же путь к отступлению перекрывал приезд омского споттера Макса Гольбрайхта. Нет, нельзя было просто взять и не поехать. Подобным образом решили еще 70 000 человек, и скорее всего, это рекорд посещаемости авиашоу в Мочище.

2. Авиашоу в этом году посвятили 100-летию ПВО России и 85-летию гражданской авиации в Сибири. По первому случаю встречал гостей зенитно-ракетный комплекс С-300.

3. Полиция оставляет приятное впечатление — третий год подряд, что я бываю на авиашоу, никаких инцидентов не видел, хотя количество зрителей стабильно растет (программа всё интереснее).

4. Как обычно, в Мочище много представителей малой авиации, например, легкий самолет Cessna 182.

5. Второй слева — летчик-испытатель Владимир Барсук, директор Сибирского научно-исследовательского института авиации. На этом авиашоу он поднимет в воздух отреставрированный «МиГ-3», легендарный советский истребитель времен Великой Отечественной войны.

6. Перед появлением в воздухе грозной военной техники некоторое время полетать перед тысячами зрителей предоставили мотопарапланеристам.

7. И их коллегам на дельталётах.

8. Первым из тех, кого все ждали, прилетел истребитель-бомбардировщик Су-34. На обложку нашего репортажа он попал не только из-за того, что красавец, но и потому, что серийно выпускается в Новосибирске, на авиационном предприятии имении Чкалова. Официально Су-34 приняли на вооружение ВВС РФ всего четыре месяца назад. Су-34 может развивать скорость до 1900 км/ч, наносить высокоточные ракетно-бомбовые удары, в том числе с использованием ядерного оружия (дай бог, не придётся наносить).

9. Небесная маскировка. Люблю смотреть на то, как прямо на самолетах образуются облака. Проявление такого эффекта связано с определенным сочетанием высокой скорости объекта (как правило, сверхзвуковой) с температурой и влажностью воздуха. Если влажность очень большая, можно и на околозвуковых скоростях получить облако.

10. Фигуры высшего пилотажа выполнялись также и на учебно-тренировочных самолетах Як-52. С облаками тут напряженка, но зато был специальный дым, чтобы красивее смотрелись пролеты и отчетливей была траектория.

11. Парашютисты сделали «этажерку». Кажется, один человек из шести не особо доволен.

12. Вертолет Robinson R-44. Новый стоит сегодня примерно 25 млн рублей.

13. Tecnam P2002 Sierra, легкие самолеты итальянского производства.

14. Ан-2 сбрасывает парашютистов. Их было много.

15. МиГ-31 стал самым стремительным участником авиашоу. По максимальной скорости (3000 км/ч) он почти в три раза быстрее звука, в 1,5 раза быстрее Су-34 и на 500 км/ч быстрее Су-27, на которых летают «Русские витязи». МиГ-31 пронёсся над аэродромом Мочище и … всё: этим его участие в шоу ограничилось. Шустрый истребитель. :)

16. Зато вскоре в воздух поднялся его дедушка — МиГ-3. На таком в начале Великой Отечественной войны летал будущий трижды герой СССР Александр Покрышкин (с апреля 1943 он летал на американском Р-39). На МиГ-3 Покрышкин одержал свою первую победу в воздушном бою.

17. Полетал и легкий бомбардировщик По-2 (У-2). Медленный, довольно примитивный — но за 1 сбитый По-2 немецкое командование платило в два раза больше, чем за истребитель. В ночные часы По-2 мог практически не замеченным добраться до позиции и за счет небольшой высоты довольно точно «отбомбиться».

18. Ан-2 после ремоторизации (замены двигателя на более современный).

19. В небе фронтовой бомбардировщик Су-24. Принят на вооружение ровно 40 лет назад. Именно эти машины заменяют сейчас новыми бомбардировщиками Су-34. К 2020 году все 24-е планируется списать. По воспоминаниям советского авиаконструктора Олега Самойловича, летные испытания самолетов Су-24 сопровождались большим числом летных происшествий, погибло 13 летчиков-испытателей и штурманов: «Ни на одном другом самолете нашего КБ таких потерь не было».

20. Особенность конструкции Су-24 — крыло изменяемой стреловидности. В таком положении, как на снимке, крылья обеспечивают наибольшую подъемную силу и устойчивость, что хорошо для взлета и посадки, для работы на дозвуковых режимах. Для достижения максимальной скорости крылья прижимаются к фюзеляжу.

21. Для своего времени Су-24 обладал многими достоинствами. Мог носиться на сверхзвуковой скорости даже на малых высотах, что затрудняло обнаружение системами ПВО. Поддерживал установку дополнительных топливных емкостей и в результате мог летать на большие расстояния. Ну и мог обрушить на противника 7,5 тонн бомб. И сейчас всё это может, конечно, но уже уступает место своему более современному собрату.

22. После 24-го в небе появился еще один раритет — лёгкий многоцелевой транспортный самолет Як-12, выпускавшийся с 1946 по 1968 год.

23. Як-52.

24. Ми-1 — первый советский серийный вертолет.

25. На четырех Су-27 прибыли «Русские витязи». В прошлом году в Мочище высший пилотаж на Су-27 показывали также «Соколы России». Еще одна группа, которая пока не участвовала в авиапраздниках в Мочище — «Стрижи» — летает на МиГ-29. Может, в следующем году у нас выступят и они? :)

26. К появлению «Витязей» небо заволокло облаками, временами шел дождь и даже возникали опасения, что выступление группы могут отменить. Но всё обошлось.

27. Проход на малой скорости с выпущенными шасси. Первый Су-27 поднял в воздух летчик-испытатель Владимир Ильюшин в 1977 году. После посадки он сказал, что впервые встретился с самолетом, который умнее, чем он. На Су-27 действительно было реализовано много нестандартных решений, позволивших Союзу не только догнать, но и опередить лучше американские аналоги. Олег Самойлович в своих мемуарах отвел Су-27 отдельную главу и назвал ее «Лучший в мире истребитель».

28. С 1986 по 1988 год на Су-27 было установлено более 30 мировых рекордов. Летчик-испытатель Виктор Пугачев набрал на Су-27 высоту 3000 метров за 25,4 секунды. Это было на 2 секунды быстрее рекорда, установленного американским F-15. За секунду советский истребитель поднимался на 118 метров. Для сравнения: скорость лифта в отеле Бурдж Халифа в Дубае составляет «всего» 10 метров в секунду.

29. На Су-27 советские летчики-испытатели впервые выполнили фигуру высшего пилотажа «Кобра» — когда самолет летит под углом в 110% к направлению движения, т.е. фактически запрокидывает носовую часть. К сожалению, в исполнении «Русских витязей» мы «Кобры» не увидели, возможно, погода внесла коррективы. В прошлом году «Соколы России» подобную фигуру выполнили. Зато «Витязи» показали «Колокол».

30. Отстрел тепловых ловушек применяется для отведения от самолета ракет с инфракрасным наведением. А выглядит не хуже салюта.

31. Даже намного симпатичнее салюта.

32. На Су-27 впервые была применена концепция продольной статической неустойчивости. Обычный самолет, сталкиваясь с резким потоком воздуха (который, например, задирает или опускает нос), самостоятельно выравнивает свое положение, тому способствуют заложенные физические параметры. У Су-27 физические параметры иные — он статически неустойчив. Во многом благодаря этому самолет обладает очень высокой маневренностью. А чтобы не «колбасило», внедрили систему дистанционного управления. Этот «электронный мозг» следит за тем, чтобы самолет не попал в критичные для него режимы полета. Хотя то, что для многих других самолетов критично, для Су-27 ерунда.

33. Мощным аккордом в финале шоу стал проход транспортно-боевого вертолета Ми-24. На его борту оказался, похоже, самый жизнерадостный авиатор. Так держать! :)

Смотрите также:
— Авиашоу в Мочище 2013. «Соколы России» | 42 фото.
— Авиашоу в Мочище 2012 | 50 фото.
— Споттинг в Омске 2014 | 35 фото.
— Споттинг в Амстердаме 2013 | 28 фото.
— Споттинг в Дюссельдорфе 2013 | 29 фото.

4 comments to Авиашоу в Мочище 2014. «Русские витязи» в сибирском небе | 33 фото

  • Vladimir

    Великолепная съемка ! Отличный текст. (Техусловия по оптике – в студию !). На вертолете Robinson R-44 довелось налетать 12 часов, работая над книгой о Кустанайской области (2005 год.)

  • Спасибо! Оптика – 70-300, 170-500 :) Robinson много кружил на празднике, несколько раз поднимался. Кажется, на Алтае в районе Телецкого на таком можно полетать.

  • Шикарно! Отличный праздник вышел! Завтра свою часть выложу полетную если успею

  • Спасибо, да, праздник отличный, надеюсь, в следующем году «Стрижи» прилетят)) Смотрел репортажи Киры с фестиваля в Перми, там как раз они были; классные, надо поснимать при случае.