Споттинг в Омске 2014 | 35 фото

Второй официальный споттинг в истории Омского аэропорта «Центральный» состоялся 10 июля 2014. И заметно отличался от первого. В этот раз споттерам показали работу авиадиспетчеров, спасение осажденного огнем Ту-104, а авиакомпании Red Wings и UTair пригласили на борт, соответственно, Ту-204 и А321. Причем этот Airbus А321 с бортовым номером UP-BTW оказался не простой, а золотой самый новый в парке UTair — компания получила его 22 мая.

2. Споттинг начался в 4 утра, что уже можно считать традицией. Вскоре прилетел наш самый юный участник мероприятия, A321 (UP-BTW).

3. Еще было темновато, когда нас пригласили на борт Ту-204 авиакомпании Red Wings. Заглянул в кабину. Пассажиры уже заняли свои места, в итоге времени посмотреть самолет практически не было, хотя было интересно — все-таки отечественные лайнеры сегодня редкость.

4. Этот борт RA-64049 был построен в 2008 и поступил в распоряжение Red Wings в феврале 2009. Вообще производство Ту-204 началось с 1990 года, а задумывался проект в начале 80-х. Тогда подумывали о трех двигателях, но в итоге пришли к варианту из двух, причем впервые для ОКБ Туполева разместили их на пилонах под крыльями.

5. В истории эксплуатации Ту-204 Омск занимает особое место. Здесь в январе 2002 года лайнер совершил аварийную посадку с отключенными двигателями. Борт RA-64011 авиакомпании «Сибирь» летел из Франкфурта-на-Майне в Новосибирск. Посадку в пункте назначения не разрешили из-за плохих метеоусловий. Запасным аэропортом был выбран Барнаул — но и там погода оказалась не лучше. Решили садиться в Омске, однако на полет до него не хватило топлива: за 17 км до аэропорта отключился один двигатель, за 14 км — второй. Самолет стал планером. Экипажу удалось спланировать с высоты 1600 метров и посадить лайнер. Отсутствие реверсной тяги (из-за неработающих двигателей) не позволяло быстро погасить скорость. Самолет снес 14 фонарей, выкатился за пределы ВПП и остановился почти в 500 м от нее. Самое главное — никто из 117 пассажиров 22 членов экипажа не пострадал. Вот такая техника.

6. Затем «делегацию» споттеров принимал уже Airbus A321 Utair (UP-BTW).

7. Левый бицепс :) Двигатель CFM56-5B, детище американской General Electric и французской компании SNECMA. Эти же производители делают двигатели для Boeing 737, главного конкурента семейства самолетов А320.

8. Командир воздушного судна Роман Сорокоренский готовится к полету.

9. «Сибирь» в иллюминаторе видна.

10. В салоне нового самолета. Честно говоря, здесь сразу захотелось сесть и подремать часок-другой. Где-то сутки к тому моменту не спал. Но впереди еще ждали благие дела. :)

11. В UTair придумали классное название для бортового журнала — «Уютное небо».

12. Всего в салоне A321 при одноклассной компоновке могут разместиться 220 пассажиров. Вот тут я разместился практически на полу, но по уважительной причине.

13. Экскурсия на борт закончилась, но мы не прощаемся — еще увидим его в деле. А пока взлетает Airbus A320 «Аэрофлота», борт VP-BLH, названный в честь лаурета Нобелевской премии по физике Павла Черенкова.

14. Убирает шасси и набирает высоту. Утреннее омское небо было очень фотогеничным.

15. Вслед за «Аэрофлотом» в Москву собирается S7 Airlines. Ко взлетной полосе рулит Airbus A319 (VP-BHK). Некоторые мальчики и девочки считают такую ливрею несерьезной. :) Зато благодаря ей лайнеры S7 здорово выделяются на общем фоне.

16. Разбег.

17. И в небо!

18. А теперь хэдлайнер нашего мероприятия, А321 Utair под управлением КВС Романа Сорокоренского.

19. Если «Аэрофлот» полетел в Шереметьево, S7 — в Домодедово, то UTair отправляется во Внуково. Мне как пассажиру сегодня больше нравится Шарик, поэтому чаще всего в Москву летаю «Аэрофлотом». Свежий, современный, просторный порт с хорошей инфраструктурой.

20. Кто-то из пассажиров открыл «Уютное небо», кто-то уютно устроился в кресле и готов вот-вот уснуть. Надо будет слетать с UTair, пока еще ни разу не доводилось. Интересно, изменится ли тогда личный рейтинг авиакомпаний? Сейчас у меня на первом месте «Трансаэро». А у вас?

21. Сбрасывает скорость только что севший Airbus A-319 S7 Airlines (VP-BHJ).

22. Самолеты семейства A320 (A319, A320 и A321) составляют сегодня 80% парка S7 Airlines. Чаще всего встречается как раз A319 — в авиакомпании 20 таких лайнеров.

23. Затем нас привезли на место учений Службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полётов (СПАСОП). Здесь, по легенде, аварийно сел Ту-104, выкатился за ВПП, загорелось разлившееся топливо. Бойцам СПАСОП нужно было все это дело потушить и спасти находящихся в салоне людей.

24. Объектом учений стал Ту-104Б. Борт СССР-42417 летал в 1959 — 1979 годах. В нем когда-то хотели сделать музей, но сегодня используют для тренировок СПАСОП. Жаль, не сохранился этот борт в изначальном виде.

25. Fire!

26. Работа установки комбинированного тушения пожаров «Пурга-7».

27. Дальность подачи струи пены средней кратности (такую обычно используют при тушении пожаров на транспортных средствах) у «Пурги-7» составляет до 30 метров. При этом в минуту установка производит 29 400 литров такой пены.

28. Огонь потушен.

29. Теперь мойка кузова с химией. :)

30. По надувному трапу люди скоро покинут аварийный самолет.

31. В производственно-диспетчерской службе аэропорта. Здесь на контроле все самолеты, находящиеся в порту. Можно посмотреть на одном экране всех, кто где стоит, как обслуживается, а можно детально посмотреть каждый самолет отдельно. Сейчас, например, Ан-26-100, и это еще не потолок для зума, приближают гораздо сильнее.

32. А здесь мы уже в гостях у авиадиспетчеров, тех самых, которые разрешают взлет, посадку, контролируют перемещение самолетов в воздухе в пределах своей зоны. Очень интересная профессия, с одной стороны, и колоссально ответственная — с другой.

33. Как нам здесь рассказали, раньше зона контроля Омского центра организации воздушного движения составляла 330-350 км. Сейчас сократили до 150 км. Остальное забрал Новосибирск. Туда уехали и многие молодые специалисты.

34. Зона контроля Омска сократилась и по высоте. Теперь омичи контролируют полеты на высоте до 7000 м, от 7000 до 14000 — Новосибирск.

35. Спасибо Омскому аэропорту за интересный споттинг, особенно, Елене Штейнбрехер и Галине Гавриш. Привет всем участникам! Больше фото с мероприятия можно увидеть, например, в ЖЖ Максима Гольбрайхта, а также по ссылкам на странице омского споттинг-клуба.

Смотрите также:
— Споттинг в Алматы | 31 фото.
— Споттинг в Амстердаме (смотровая площадка на крыше) | 34 фото.
— Споттинг в Амстердаме (ВПП) | 28 фото.
— Споттинг в Дюссельдорфе (смотровая площадка на крыше) | 29 фото.
— Авиашоу под Новосибирском с участием «Соколов России» | 42 фото.

4 comments to Споттинг в Омске 2014 | 35 фото